Судя по вопросам, которые начинают поступать от пользователей в связи с новой
функцией учета переводов/обменов, пора дать некоторые инструкции и советы :).
Для начала хочу всех направить в справку, раздел
Работа с программой -> Элементы интерфейса -> Фильтр выбора типов данных, чтобы ознакомиться на примере с тем, как вообще учитывается перевод/обмен в отчетах/бюджетах в общем случае и при некоторых настройках, сколько расходов из одного перевода может получиться, где «ставить галочки» и т.п.
Далее я для краткости буду везде писать «Перевод», подразумевая, что и учет обменов валют работает полностью аналогично.
Общая схема
Переводы можно разделить на две группы:
1.
Требующие учета, как доходы или расходы (например, перечисление денег с партнерского счета на свой – как доход или выплата ипотеки – как расход и т.п.). Для каждого пользователя ситуации свои, придется немного подумать, какие именно. Для многих, возможно, и вовсе нет такой потребности (тогда можно пропустить все дальнейшее описание).
2.
Не требующие такого учета, например, стандартная операция снятия денег в банкомате на текущие нужды.
Со второй категорией все просто – все такие переводы проводятся по статье «Переводы», которая проставляется по умолчанию для всех переводов.
С первой категорией, чтобы получить грамотный учет в бюджетах и отчетах, нужно «поработать». А именно, правило такое:
Перевод должен проводиться по подходящей для него статье
Идея очень проста: если все переводы будут проводиться по статье «Перевод» (как происходит по умолчанию), как в отчете мы сможем отделить выплату по кредиту от снятия денег в банкомате? Никак. Поэтому для выплат по кредиту заводим статью «Ежемесячный платеж по кредиту» и «Досрочное гашение кредита», для откладывания денег в резервный фонд «Сбережения в резервный фонд» и т.п.
Удобно данные
статьи заводить в одной папке (в справочнике статей доходов/расходов), например, «Переводы», чтобы легче было их найти, когда возникнет необходимость добавлять статьи переводов в отчеты и бюджеты.
Учет
И теперь, создавая перевод для выплат по кредиту, в карточке перевода вместо «Перевод» выбираем статью «Ежемесячный платеж по кредиту», «Сбережения в резервный фонд» и т.д. Аналогично для всех остальных переводов, которые мы хотим для себя выделять в отчетах и бюджете,
используем специально созданные статьи.
Возможно, понадобится поменять статью и в ранее созданных переводах. Для этого обычно удобно выделить счет, по которому проводятся такие переводы, нажать F5, откроется список операций по счету, в котором как раз будут присутствовать данные переводы. Далее открываем их и правим в нужном месте.
Бюджет и отчеты
После того как мы выяснили, как
правильно учитывать переводы, переходим к наиболее важной части, а как «заставить» их появиться в
бюджете и отчетах в нужных местах?
Как Вы справедливо догадываетесь, здесь тоже нужно будет «немножко поработать» и подредактировать бюджеты и сохраненные отчеты.
Чтобы не «сломать» в процессе настройки уже существующие бюджеты и отчеты, я
рекомендую сначала сделать копию, и в ней уже изменять настройки. Например, хотим внести правки в бюджет «Месячный». Сделаем копию этого бюджета, например, «Месячный 2», в нем меняем настройки, структуру бюджета и т.п. Если получилось – отлично, есть новый, более подходящий бюджет. Если не получилось – без сожалений его можно удалить, ведь старый бюджет по-прежнему есть в списке целый и невредимый J.
Также можно «тренироваться» на тестовой базе данных.
Итак, пусть мы хотим в бюджете и отчетах
учитывать выплаты по кредиту. Как мне кажется, этот случай наиболее часто встречается и легко понимаем. Если будут вопросы по учету более «хитрых» случаев, задавайте их в комментариях, будем разбираться.
Для этого у нас в программе уже есть (ясно, что у Вас могут быть другие названия, мысленно подставляйте свою ситуацию):
- Счет «Кошелек», с которого производится перевод (гашение кредита) на
- Счет в банке «Счет по кредиту».
- Статьи для переводов: «Ежемесячный платеж по кредиту» и «Досрочное гашение кредита»
- Платежи (переводы), проведенные по этим статьям.
Открываем бюджет, переходим на вкладку «Расходы». Добавляем бюджетную группу (крайняя кнопка слева), называем ее, например, выплаты по кредиту:
Теперь в эту группу нужно добавить статьи, которые будут учитываться в бюджете. Нажимаем кнопку выбора статьей (вторая кнопка слева) и выбираем две необходимые:
Они появились в бюджете:
Но почему-то
расходов по ним нет… Почему?
Да ведь мы забыли включить учет переводов в бюджете (по умолчанию по-прежнему в отчетах и бюджетах считаются только доходы и расходы). Поэтому переходим на первую вкладку «Настройки», справа появились две кнопки, переключающие вкладки. Нажимаем на нижнюю кнопку и переходим к выбору типов данных, которые будут учтены в бюджете. Ставим
галочки рядом со всеми нужными операциями:
Теперь возвращаемся на вкладку расходов и видим, что переводы на гашение кредита стали учитываться в бюджете!
Процент выполнения программа не вычисляет, так как мы не задали план по этим бюджетным элементам, при необходимости это можно сделать.
Теперь «увидим» эти расходы и в
отчетах. Аналогично, в настройках отчета нужно будет сделать два шага:
- На вкладке выбора типов данных выбрать «Переводы» (поставить галочки).
- При необходимости добавить нужные статьи или папки в фильтре отчета (если их там нет).
Получим нужную информацию (например, отчет «Доходы и расходы по статьям»)
П. С. Вообще говоря,
не всегда нужно прибегать к проведению переводов по нужной статье, чтобы выделить их в отчетах. Иногда можно использовать
фильтры счетов (автоматически в отчет попадут только переводы по данному счету), пользователей (только данный пользователь делает такие переводы), организаций (только эти переводы проводятся по данной организации) и т.п.
Но в общем случае,
подход со статьями более гибкий и понятный, и позволяет одновременно видеть разные переводы, разнесенные по статьям, а фильтры удобно использовать для дополнительной настройки.